Историческая справка

События / Ковель / Историческая справка

Операция «Ковельский узел»

7 июля 1943 г. началась грандиозная операция «Ковельский узел», длившаяся до апреля 1944 г. Она явилась составной частью «рельсовой войны», проводимой в тылах противника партизанами.


Офицер фашистской армии писал в дневнике: «Мы не можем ни выехать, ни подъехать к железной дороге. Узловые станции Ковель и Ровно парализованы с августа... Страшно смотреть на местность: везде остатки разрушенных поездов...»

В период Курской битвы Ковельский узел был полностью парализован. Чтобы перебросить туда войска, фашисты вынуждены были пользоваться железными дорогами, дающими круг длиной в 1000 км. Всего с 7 июля 1943 г. по апрель 1944 г. на Ковельском участке взорвано 611 эшелонов, 8 бронепоездов, разрушено 34 605 м железнодорожного полотна.

23 февраля 1944 г. партизанские соединения А. Ф. Федорова и С. Ф. Маликова атаковали Ковель. В результате штурма гитлеровцы потеряли 4 танка, 58 автомобилей, 7 складов с боеприпасами.

Большая группа партизан была удостоена звания Героев Советского Союза: А. Ф. Федоров, В. Н. Дружинин, А. С. Егоров, П. А. Марченко, В. И. Бондаренко, В. И. Клоков, Б. Ф. Калач, Ф. И. Кравченко, В. В. Павлов, Д. М. Резуто.

Удары по врагу наносили и проходившие во время рейдов 1943—1944 гг. через территорию Ковельщины партизанские соединения С. А. Ковпака, А. Н. Сабурова, М. И. Наумова, И. Я. Шушпанова, М. А. Рудича, А. Я. Иванова, С. Ф. Маликова. 6 июля город был освобожден частями 1-го Белорусского фронта (командующий К. К. Рокоссовский). Славой покрыла себя зенитная батарея Вадима Олейника. За два дня ее бойцы уничтожили 5 самолетов, 5 танков и самоходных орудий противника. Посмертно В. К. Олейнику присвоено звание Героя Советского Союза. В 1948 г. на могиле героя установлен памятный знак.

В восьмидесяти братских могилах Ковеля спят вечным сном воины и партизаны. В 1973 г. открыт памятник советским воинам-освободителям (скульпторы В. Винайкин, Б. Карловский).

Сегодня визитной карточкой Ковеля являются пересекающиеся в нем крупнейшие железнодорожные магистрали. Это подлинные дороги дружбы двух братских народов — украинского и белорусского. И когда в 60е годы Ковельское железнодорожное депо расширяло свои мощности, помогали им опытные специалисты — железнодорожники из Бреста.